Просмотр записей в разделе "заметки"

Юбилеи

10 апреля 2013  //  by Da_jana  //  заметки  //  No Comments

10385v_DOCUMENTAL.SU

Бывает, когда мы смотрим фотографии или читаем в учебниках истории о важных юбилеях, которые состоялись 100 или более лет назад, нас окутывает некое романтическое чувство: как необычайно и как далеко от нас это событие. Люди в красивых одеждах, с совсем другими лицами… И вот именно в этот момент не приходит в голову, что и мы, да, каждый из нас стал или станет участником, свидетелем таких дат. Наверное, уже становится понятно, к чему я клоню.

Вот оно – время необычайных событий и юбилеев, когда буквально одна важная дата сменяется другой. Только минул 2012 – 200летие победы в Отечественной войне 1812 года. Наверное, многие из нас видели как раз те фотографии С.М. Прокудина-Горского: приезд Императора Николая II с семьей на Бородинское поле, посещение им памятных мест. Есть даже видео-хроника этих событий. Едва ли можно поверить в то, что они стали свидетелями столетия победы, а мы – ее двухсотлетия. Теперь наши лица будут на фотографиях, и на нас будут удивляться люди будущих поколений.

Я полагаю, что многие посещали памятные места Отечественной войны в минувший юбилейный год. И вот тут-то, находясь в самом центре торжеств, начинаешь сравнивать происходящее с тем, что совершалось 100 лет назад, думать, как неидеально сейчас и как здорово раньше, наверное, (хорошо там, где нас нет…). Какие мы недостойные отмечать эту дату, но ведь именно нам выпало писать историю этого юбилея, быть соучастниками, просто потому, что каждый был там, ступал там своими обычными ногами по таким важным местам в такое важное время.

А теперь наступил 2013 год – 400-летие дома Романовых. И мысли возвращаются к уже немного другим фото из учебников по истории в 11 классе. И проплывает в голове что-то такое «в рамках празднования 300-летия дома Романовых царская семья посетила, восстановила, обратилась…». Но только сегодня мы об этом сможем поговорить уже, действительно, в прошедшем времени. 400 лет дому, и почти 100 как последний царь этого дома был расстрелян. Этот юбилей, вероятно, даже и близок не всем, в то время как празднества прошлого года ясны и приятны каждому.

И все равно это происходит в наш такой современный 21 век. Можно вот так пофанатазировать, что увидит кто-то из будущих твое лицо на случайной фотографии с юбилейной реконструкции Бородинского сражения и подумает: «Вот это был человек… Мы совсем другие»

На фото храм Спаса Нерукотворного в Спасо-Бородинском монастыре. С.М. Прокудин-Горский, 1912 год

О близком и далеком

7 апреля 2013  //  by Da_jana  //  заметки  //  No Comments

Oranta-Kyiv

Последний, наверное, текст киевской тематики. Поделюсь впечатлениями об известнейшем памятнике истории, архитектуры и монументальной живописи – соборе святой Софии, некогда центр Киева времен Ярослава Мудрого.

Не все, наверное, знают, что слово «софия» переводится с греческого как «премудрость», то есть олицетворённая мудрость Бога (к слову, это учение в русской религиозной философии XIX—XX веков развивали В. С. Соловьёв, С. Н. Булгаков,П. А. Флоренский).

Для меня стал целым событием поход в собор, ныне являющийся национальным музеем-заповедником. Больше всего я была наслышана о фресках храма – росписях водяными красками по сырому слою штукатурки. Да, да, та самая Богоматерь Оранта на нерушимой стене храма. А ведь все стены сохранили росписи, уже менее известные мне. А еще на стенах в бесчисленном количестве наличествуют граффити XI—XII веков – ценнейшие памятники письменности и уникальный исторический источник. Их обнаружено уже свыше 7000 тысяч, по ним проводят специальные тематические экскурсии. На самом деле храм, словно не музейный. Завораживает очень – куда ни глянь, всюду экспонаты, в общем-то, ничем не огороженные. Совершенно беззлобные смотрители, а кругом тихо, спокойно и довольно малолюдно в выходной день. Хотя, может народу и много, но все они теряются за широкими колоннами и в высоких галереях.

Невольно получается, что эти ощущения я сравниваю с моим посещением Московского кремля. То ли день не удался, то ли я устала, но как-то все было суетливо. И много храмов и экспозиций было закрыто – непонятно, куда идти. Указателей немного.

Наверное, всегда для нас более ценно и важно далекое, нежели то, что находится рядом. Может, потому, что туда сложнее попасть, потому что реже бываешь. Многие мечтают о Елисейских полях, имея совсем рядом такие замечательные памятники и места. Вот и во мне такое, видимо, присутствует. Впрочем, в некоторых своих постах я писала о чудесах российской провинции. И продолжу!

О выставке новой мысли…

5 апреля 2013  //  by Da_jana  //  заметки  //  No Comments

What Is Photography

Нашумела тут выставка, что в Питере состоится в ближайшее время, под своеобразным названием «Упоротый лис». Пользователи соцсетей наверняка знакомы с этим объектом. Хотя, может, они и не подозревают, что имеют дело с выставочным экспонатом.

А вот любопытная цитата из Википедии (да-да, уже и там есть целая статья о чучеле): «Свой внешний вид чучело приобрело из-за ошибок Адель Морзе во время работы. После завершения работы чучело целый год пролежало в коробке. Спустя год Адель решила продать чучело на аукционе eBay. В описании товара значилось, что лис был специально сделан таким необычным. Лис был куплен 14 октября 2012 года за 330 фунтов стерлингов». Как вам нравится? Вот так создаются «шедевры». Если об этом факте известно всей сети Интернет, то, выходит, автор не скрывала, каким образом он у нее вышел. И теперь всячески зарабатывает на нем деньги, на том, что год провалялось в коробке, на том, что не получилось. Я не спорю, как герой веселых картинок этот лис, может, и вызовет улыбку, но не более того. Вот музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского, что в городе Салехарде, возит в разные страны и города подлинного мамонтенка Любу. Мамонтенок, во-первых, был найден с большим трудом, во-вторых, самый настоящий (вообразите, сколько ему лет), в-третьих, содержится в суперспециальных условиях, чтобы сохранять свою целостность после всех перевозок и совершенно разных климатических условий. Вот эта работа, как думаете? За это и не жалко билетик купить на такую выставку одного экспоната.

А вот с чем мы сталкиваемся сейчас: не с желанием познать что-то из истории, географии и биологии, а прикоснуться к ауре славы, которая возникла вокруг несчастного чучела. Нашумевшая и неудавшаяся попытка автора. Кто-то бы, наверное, постеснялся показывать миру, что ты плохой мастер, а кто-то зарабатывает на этом. Одно дело, если ты действительно хотел пошутить и сделал это мастерски и удачно, другое дело, если ты делаешь серьезную работу, а вышло смешно, то… Да, может, художник (в данном случае таксидермист, ну, или в любом другом просто творец) уже в процессе творчества поймет, что ему ближе и что у него лучше получается. Но, боюсь, об этом не всегда должен знать весь мир. Есть возможность просто остаться автором «упоротого лиса» (или чего-либо иного), что бы ты ни делал дальше…

Вдохновения.net

2 апреля 2013  //  by Da_jana  //  заметки  //  No Comments

what do you make?

Как сложно иногда творить: создавать даже небольшой текст, писать небольшую картину, сочинять недлинную мелодию. Сложно потому, что даже для такого маленького итога творчества приходится проделывать огромную работу. Ведь если нет сил что-то создавать, то для художника, творца уже нет значения – мало нужно сделать или много. Нужно делать – вот, что важно. Поэтому основная беда – отсутствие вдохновения. Как без вдохновения тяжело браться за кисть, инструмент или ручку, правда, сейчас это скорее клавиатура компьютера. Как тяжело двигать эти неподъемные без вдохновения идеи. Да, подчас идеи бывают сами по себе. И когда нет облагораживающего их спутника, они будто бы и не нужны, потому что напрасны и тяжелы.

Тут и становятся понятны все терзания, которые мы часто видим в эпизодах мультипликационных и художественных фильмов, где художник разрисовывает не дающееся ему полотно, а поэт комкает лист за листом в поисках нужного и четкого слова. В блоге уже был текст о вдохновении, и его можно прочесть для того, чтобы узнать, что такое вдохновение, по мнению его автора. Но мои слова скорее о том, что бывает без оного. Ведь действительно творец преодолевает себя, с огромным трудом он доходит до середины и завершает свою работу. Она не выходит плохой, благодаря мастерству художника. Все неточности он подправляет в конце, уже не глядя на то, что ему изначально не нравится эта идея и то, как она воплощена. Но рука мастера свое делает: без души, но хорошо. Ведь и правда, в таком творении практически нет души ее автора, есть только мастерство.

И не каждый заметит эту разницу в творческом продукте. Здесь не приходится говорить о великих – в Третьяковке мы вряд ли увидим такую работу. Но сколько сейчас среди нас живет таких авторов: художников, писателей и музыкантов, которым иногда приходится пересиливать себя и творить. А для чего? Работа у людей такая. Наверное, только когда ты станешь великим, тогда и сможешь пребывать в состоянии вдохновения всегда…

Из жизни сказок

31 марта 2013  //  by Da_jana  //  заметки  //  No Comments

800px-Сказка_об_Иване-царевиче,_Жар-птице_и_Сером_Волке_7

В годы студенчества одним из самых больших открытий для меня стало такое явление, как сказка. С детства всем знакомое название, при произнесении которого перед нами невольно целый ряд красочных картинок – эпизоды из сказки или ассоциации с ними, некоторые образы и выражения, ставшие нарицательными. Но мне хочется поделиться тем, что стало для меня новым и неожиданным, хоть и ученица я была плохая.

Оказалось, что практически все сказки, которые попадают к нам в руки – в обработке того или иного автора или собирателя. То есть их первозданный вид куда жестче или просто менее адаптирован для нас, современных читателей. Сказка «Теремок», всем хорошо известная, в оригинале рассказана немного иначе. Помнится, мы сильно впечатлились. Эту сказку и многие другие мы прочли в сборнике Александра Николаевича Афанасьева, известного исследователя народного творчества, историка литературы и фольклора.

Узнавая все новые и новые сказки, мы поражались: «Как же это могли читать детям? Они не боялись?» Так, например, любопытная сказка «Сопливый козел» с говорящим названием может поразить воображение или «Медведь – липовая нога», известная многим тоже в адаптированном варианте. Мне кажется, будет интересно набрать в поиске эти названия и прочесть эти тексты. И это лишь малая доля того, что мы проходили и того, что мне удалось вспомнить – ведь можно найти что-то еще более интересное и необычное для нас. Подумать только, что сочинял русский народ, хватало же фантазии)

Еще любопытный факт об уже зарубежных сказках, а именно о сказках Шарля Перро. На 2-ом году обучения, на курсе зарубежной литературы нам сказали, что и известные нам сказки «Кот в сапогах», «Красная шапочка» и другие тоже имели иное содержание. Оказывается, это были сказки недетские, а для людей взрослых. Как именно изменялось их содержание, я не знаю, и нам не рассказывали, но, выходит, «наши» варианты этих сказок – тоже адаптированные для детей тексты.

Вот такая короткая справочка из жизни сказок и тоже информация к изучению и размышлению.

Музеи Киева. Продолжение

28 марта 2013  //  by Da_jana  //  заметки  //  No Comments

329px-John_kiev

Сегодня на повестке дня, если можно так выразиться, художественные музеи Киева.

Конечно, официальный музей такого рода в Киеве один, и он носит название Национального художественного музея Украины. Это мрачное старое здание находится практически на площади Европы. Подходя к нему, правда, я и не подумала, что оно вообще может функционировать. Только яркие баннеры при входе на музейную территорию выдавали его. Тяжеленная входная дверь и довольно запустелый вид.

Коллекция музея оказалась довольно скромной, по крайней мере, по своим объемам – первый уровень музея, состоящий примерно из 6 залов. Я уже говорила, что я не разбираюсь в живописи как человек сведущий, я могу лишь субъективно определить – понравилось или нет. Но мне показалось, что музей владеет довольно большой коллекцией иконописного искусства. Привлекают иконы, изображающие некоторые события церковной истории, например, Покрова Богородицы, но среди фигур можно отчетливо увидеть казаков, а на других иконах появляется и сам Богдан Хмельницкий.

Но несомненным украшением Национального художественного музея стала долговременная выставка Николая Корниловича Пимоненко, на которую мне удалось попасть (ее продлили буквально до тех чисел, когда я покидала этот город). В четырех залах разместились чудесные картины, в большинстве своем повествующие о сельской жизни Малороссии. Всем, думаю, известен этот художник по сюжетам «Святочное гадание», «Жертва фанатизма». Вся эта выставка заставляет погрузиться в какой-то особый мир – простой, красивый, яркий, иногда немного печальный, но, безусловно, настоящий.

Совершенно противоположным можно назвать Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, расположенный в так называемом Латинском квартале Киева, неподалеку от Национального университета им. Т.Шевченко. Эта замечательная пара в прошлом владела единственной частной коллекцией, где школы и направления были представлены в их эволюции.

Мне вообще посоветовали сходить в этот музей, сказали, что там есть совершенно уникальные примеры иконописи и фундаментальной живописи. Так и есть. Небольшой темный зальчик, даже комнатка, скудное освещение которого немного завораживает и располагает к восприятию этой древности – икон от VI века. Я очень боюсь написать что-то не так и обидеть заочно музей своими невысокими глаголами, поэтому я напишу лишь о том, что мне вот так просто, как обычному посетителю понравилось. А мне понравилось! Вообще все оформление музея располагает к себе и длительному в нем нахождению. Каждый зал имеет свое экспозиционное решение и настроение, которое соответствует помещенным в него экспонатам. То есть там, где даже немного предметов, это незаметно, потому что содержание и форма гармонично взаимодействуют друг с другом. И ты, опять же, не устаешь от ходьбы и созерцания – все в меру, не успевает наскучить. Правда, детишки, как всегда, с экскурсоводами маются…

Стена к стене с музеем Ханенко стоит Киевский музей русского искусства, который в день, когда я хотела в него попасть, оказался закрытым… Говорят, там тоже есть на что посмотреть. Может, будет у меня еще такая возможность.

На репродукции икона из собрания Музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко: Иоанн Креститель, VI в.

Андреевский спуск, дом №13

25 марта 2013  //  by Da_jana  //  заметки  //  1 Comment

Bulgakov passage

Всем, кто когда-нибудь будет гостить в Киеве, я настоятельно советую посетить совершенно замечательный литературно-мемориальный музей М. Булгакова на Андреевском спуске.

Во время проживания семьи Булгаковых в квартире на втором этаже этого дома в течение 13 лет с 1906 по 1919, Михаил Афанасьевич еще не был известен миру как писатель. Но именно с литературным произведением – романом «Белая гвардия» – связана ныне существующая в музее экспозиция.

Сколько раз я бывала на Андреевском спуске, но посетить этот музей, дом под номером 13, мне совсем не приходило в голову. Но накануне моего отъезда мои музейные коллеги посоветовали мне все-таки познакомиться с этим, цитирую, чудесным музеем. Чудесным? Ну, вот как-то слабо верится, что в экспозиции, созданной не в последнее десятилетие, может быть что-то подобное. Потом мне пришлось разубедиться в этом.

Со мной на второй этаж музея поднималось еще трое людей, вместе с которыми нас должны были сопроводить по залам. Нет, это не экскурсия, а просто сопровождающий, дающий небольшие комментарии. Интересно, для чего? Оказалось, что это даже не совсем музей, а музей-театр, как нам объяснили. Экспозиция соединяет в себе два мира: биографический булгаковский и литературный «белогвардейский». Ведь описание именно этой квартиры до мельчайших подробностей содержится в романе «Белая гвардия» (я, признаюсь, не читала, только знакомилась еще в студенчестве). Практически вся мебель выкрашена в белый цвет, а каждая комната имеет свое название и предназначение – как реальное, так и книжное. Гостиная с синим светом из окон, кабинет для приема больных, комната сестер, проход из которой в следующий зал осуществляется через шкаф, где висит нежнейших тканей женская одежда. Сотрудница, сопровождавшая нас, прокомментировала это словами: «Ведь Булгаков говорил, что он мистический писатель». Я боюсь вдаваться в подробности описания, чтобы не допустить какую-либо неточность. Но о последнем зале музея-квартиры просто необходимо написать, вернее, упомянуть.

Это столовая. Здесь печь, на которой просматриваются надписи, стол с меню, составленным крайне оригинально, зеркало, фотографии и две двери в следующие комнаты, как кажется. Но тут нас останавливают и не приглашают пройти дальше, а ведут к зеркалу… Можно я здесь остановлюсь?) Ведь тем, кто еще побывает в музее, станет совсем неинтересно. Пусть сохранится интрига. Можно лучше, например, подготовить себя к посещению прочтением романа «Белая гвардия».

Выходила я с одной мыслью – и правда, чудесный! Такой занимательный и необычный, мистический тоже. Как все так точно подбирают определения? В общем, это место стоит посетить, хотя бы для того, чтобы посмотреть, какие бывают музеи.