Просмотр записей в разделе "заметки"

Киевские открытия

23 марта 2013  //  by Da_jana  //  заметки  //  No Comments

Kyiv at Sunset

Возвратившись из путешествия, спешу поделиться своими свежими мыслями и впечатлениями. Безусловно, о культуре;) Наверное, посещение этого города родит несколько сообщений на тему. Не буду томить. Итак, Киев.

Поездка в этот город, уже не новый для меня, была в этот раз совсем другой. Путешествуя обычно сюда большой шумной компанией, мы посещали те места, которые вписывались в наш стандартный маршрут (не говорю плохой). Отклонений в сторону практически не случалось. Но случилось вот что – я поехала совсем одна. А в кармане у меня мое музейное удостоверение.

И вот одно из первых открытий: меня порадовали те музеи и выставки, которые мне удалось посетить, независимо от метеоусловий (довольно непростых в эти дни). Литературно-мемориальный музей М.А. Булгакова, София Киевская, национальный художественный музей Украины, музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, экспозиции в музейной части Киево-Печерской лавры – о многом хочется написать (и я обязательно это сделаю) отдельно, потому что это действительно достойно внимания.

Я, признаться, человек в музейном деле пока начинающий, а что касается изобразительного искусства, то я сильно сочувствующий, но едва ли разбирающийся. Но мнение свое выскажу: походы по всем вышеперечисленным музеям были легкими, простыми и необременительными. Голова не начинала болеть от напряжения и мыслей: «Это все очень здорово, но когда же это закончится…» Может, я одна такая, может, найдутся единомышленники, но подчас у меня бывает именно так. А тут везде было так комфортно. Я даже иногда останавливалась и слушала немножко экскурсовода (правда, по-украински), а еще читала проспекты, предназначенные для одиночных посетителей, где речь шла о конкретных экспонатах. И было интересно! Здесь хочется перейти к конкретным примерам, но пока приберегу это для дальнейших сообщений.

А еще я впервые путешествовала с путеводителем, приобретенным заранее еще на Родине. Многие похихикивали надо мной, что, мол, уже 7-ой раз в Киеве, зачем он тебе. А нет! Пригодился и еще как! Одно дело, когда ты ведомый, другое дело, когда приходится ориентироваться самому – тут и выяснилось, что в этом городе у меня без карты слабо получается. А еще эти путеводители содержат полезную информацию, которая увлекает в то или иное место и помогает обратить внимание на конкретные ценности музея, улицы, площади, района. Правда, как предупреждают создатели во введении к данной книжице, что при полной проверке информации могут оставаться неточности. Так и есть. Даже я их нашла несколько)

Вот как иногда полезно уклониться от привычного или совместить с ним новое. Вероятно, кто-то из читателей скажет: «Да ну, чего тут такого необычного, стандартная программа для города». Может быть. Но не для меня)

To be continued…

Арабеск

21 марта 2013  //  by Serge  //  заметки  //  1 Comment

Chic's Pentagon of Ballerinas in First Arabesque in Genuine Fractals 6 - Explored

Танцовщица, стоя на одной ноге, вторую поднимает назад не менее чем под углом 90 градусов. Обе ноги должны быть сильно вытянуты. Одна рука, продолжая линию корпуса и поднятой ноги, вытянута вперед, другая отведена в сторону. Все тело как бы устремлено вперед. В зависимости от ракурса тела исполнителя, положения рук и поворота головы арабески бывают четырех основных видов. Эта поза требует абсолютной правильности выполнения, чистоты линий, но главное, хорошо отработанной, прямой спины.

Арабеск был известнее уже в 18 веке, но пришел на сцену в 30-е годы 19 века вместе с расцветом романтического балета, когда громоздкая стесняющая движения одежда стала более легкой, освободила и открыла руки и тело танцовщицы. Арабеск бывает как в мужском, так и в женском танце и является не только статичной позой. В позе арабеск делают большие и малые прыжки, повороты, туры на пальцах. Арабеск всегда пользуется в дуэтном танце, в адажио, где балерина стоит на пальцах в позе арабеск, а партнер держит ее за руку или за талию, делая вместе с ней медленные повороты. Партнер может отпустить руки, и тогда балерина должна удержаться в арабеске несколько секунд, стоя без опоры, касаясь пола лишь кончиком пальцев ноги.

Любители балета знают эту позу в прекрасном исполнении наших лучших артистов балета. Арабеск может быть и очень динамичным, острым, как, например, в третьем акте балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро». Здесь вся поза Одиллии заостренная, нога поднята высоко, а положение рук, головы, победоносный и коварный взгляд подчеркивают ее силу и уверенность. Арабеск может быть несколько приглушенным, спокойным, исполненным в полутонах. Мастером такого лирического арабеска является Галина Сергеевна Уланова. Его часто называют арабеск Улановой.

Наш русский балет беспрерывно обогащается новыми формами, движениями, современными сюжетами. В балетах на национальные темы многие движения, и в первую очередь арабеск, стали окрашиваться национальным колоритом.

Тибетская поэзия

19 марта 2013  //  by Serge  //  заметки  //  No Comments

Tibetan Poetry

Цанджан-Джампо – VI Далай – Лама, живший в период с 1683 по 1706 года, может вполне считаться основоположником тибетской светской поэзии. Сама по себе поэзия в Тибете существовала с давних времен, возможно, еще в эпоху Бон. В правление Сонгцена Гампо (VII век) была составлена тибетская азбука, ставшая в некотором роде вариантом азбуки санскрита. Позже на тибетский язык были переведены основные индийские трактаты, что поспособствовало становлению философской и религиозной поэзии Тибета. Сравнивая тибетскую поэзию с европейской, стоит отметить, что тибетские стихи чаще всего не имели рифмы, были распространены белые стихи с самыми разнообразными ритмами; построение самих строф и строк, однако, почти не отличалось от европейских.

В эпоху средневековья тибетская поэзия и проза почти не различались. Перелом произошел в конце 17 века, когда Цанджан-Джампо начал заниматься лирической поэзией, что, конечно, совсем не обрадовало религиозную общину тибетских буддистов. VI Далай-лама гулял вечерами по городу, знакомился с женщинами, влюблялся в них, посвящал им стихи. В его произведениях преобладали темы любви, верности, измены. Для Цанджана не существует счастливой любви: с чем это связано – неизвестно. Любовь в его стихах не вечна, ее невозможно вернуть. Человеческие чувства, по мнению поэта, принадлежат не людям, но самой природе, которая имеет над ними невероятную власть.

Судьба Цанджана-Джампо весьма трагична. В начале его сместили с должности Далай-Ламы, потом отправили в ссылку, где он вскоре умер, прожив всего лишь 23 года. После него светская поэзия продолжала существовать лишь в устных фольклорных формах.

Тибетский язык менялся, и через некоторое время тибетский народный язык и тибетский официальный язык стали отличаться: простой люд не понимал книг, написанных учеными мужами, а потому и тибетская литература стала делиться на две части.

О разнице

14 марта 2013  //  by Da_jana  //  заметки  //  No Comments

Фольклор

Буквально час назад ехали с репетиции домой, и вышла у нас вот какая беседа.

Что вот, мол, звучат, случается, от людей нарекания на наш коллектив, что своим занудным фольклором мы народ не радуем, мы должны петь песни такие, как: «Ой, мороз, мороз», «Живет моя отрада», «Выйду ночью в поле с конем» (если вы тоже считали, что это песни сочинены народом, то поздравляю – они авторские, при этом авторы последней – всем известные Матвиенко и Шаганов). И развиваются эти замечания в то, что мы, мол, народ не уважаем, поем песни невеселые (с чего это они взяли), как говорится, незабойные, а нужно исполнять то, что всем нравится, что всем известно и приятно и подпеть можно. Я на это меж нами ответила то, что народ не надо слушать, слишком испортился его вкус. Об этом я писала тоже в одном из постов. Многие сейчас начнут на меня обижаться, может, кто-то скажет в ответ, но, в данном вопросе народной фольклорной песни – это так. Если сейчас начать ориентироваться на то, что нравится общей массе людей, то, боюсь, все фольклорные коллективы будут загублены на корню. Но при этом призваны они совершенно к другому. И, поверьте, у таких коллективов много поклонников и слушателей. Много народу собирается на их концерты. И это не только родственники, это те. Кому по душе такая музыка. Фольклор, исполняемый в современные дни для того и нужен, чтобы привить человеку любовь или хотя бы вызвать интерес к настоящей истинной народной русской музыке.

Я уже писала об этом, но немного повторюсь. Вот песня фольклорная – поэзия ее слух ласкает:
«Что ты улка, ты улка моя, широко улка украшенная
Не волами, не волынками – молодыми девицами.
….
Что ты, нежина-манежина моя, красота неоцененная твоя,
Как я тысячу бесед обошел, краше баще тебя не нашел».
И это если еще слышать мелодию! Как просто и в то же время мудро, искренне и красиво. Это песня северная. А вот к сравнению появляются авторские песни по своей гармонии тоже очень красивые, но о некоторые обороты их текстов лично я спотыкаюсь – не удается им копировать народную поэзию.
«Калина красная, калина вызрела,
Я у залеточки характер вызнала.
Характер вызнала, характер ой какой,
Я не уважила, а он пошел с другой.
А он пошел с другой, а я не спорила,
Так значит он хорош, а я не стоила»
В интернете пишут, что слова эти народные в обработке, но мне в это верится очень слабо и насколько мне известно это не так. Но, к слову, разница налицо. Прямолинейность, образность… И я, заметьте, не говорю хорошо или плохо, я говорю – почувствуйте разницу.

Но я, ребята, я не люблю такие песни петь. А фольклор прямо и исполнять приятно, и душу бередит, и плясать заставляет. А если кто-то не знаком, то советую ознакомиться в сети с настоящими песнями, благо возможностей много. Могу проконсультировать, если что) Правда, соглашусь, что кому-то не будет люба народная песня просто в силу склада характера и личности. Такие люди, наверное, были всегда. Только перед тем, как скажешь, что не любишь народное, скажи, что ты слушаешь сам;)

Ой, Масляная недалечко

12 марта 2013  //  by Da_jana  //  заметки  //  3 Comments

масленица

Масленица – один из важнейших праздничных циклов русского народа, правда, трансформированный в советский период, как и многое. А говорю я вот о чем.

Еще когда Русь-матушка была страной православной, то Масленицу по всей стране отмечали как последнюю неделю перед Великим постом. Эта неделя уже исключает частичное употребление скоромной пищи, мяса в данном случае, но предполагает активное употребление продуктов молочных и яичных, и вот тут-то и являются блины – всем известный (и всеми любимый) символ Масленицы. Конечно, такой смысл эта неделя не потеряла и для православных в современном мире. Но я говорю о традиции как таковой в целом для культуры.
«А нас Масленка сподманула,
горьку редечку подложила.
Ой, масляная подкургузка,
Проводим тебя – станет грустно»

Вот он – прямой смысл происходящих событий, ярко отраженный во многих фольклорных произведениях, в данном случае в одной из песен. Люди действительно к началу поста доедали все запасы продуктов и встречали пост горькой редечкой. Вернее, он их встречал, как считал народ: «А нас Масленка сподманула – до поста довела, а сама удрала».

В фольклорной песне Масленичная неделя – один из самых ярких эпизодов русских праздников. К слову, Пасха не освещена в песне столь широко, а, может, это и не требуется (избыточно), либо остается за рамками моей осведомленности по этому вопросу. Но, по крайней мере, празднование многих церковных праздников (праздничных циклов), каковым является и Масленица, остаются менее распространенными, чем оная. Я по-прежнему говорю о распространении в фольклоре. Это становится очевидным для меня, может, мне что-то неизвестно.
«Сидит кошка на окошке,
вышивает себе хвост,
скоро Масленка проходит,
настает Великий пост»

Вот он и итог. Для сравнения: сейчас для людей Масленица – это проводы зимы, сказать попросту, как и в дохристианские времена. То есть за Масленицей должна прийти весна, а не Великий пост. Ну, или ничего не должно произойти. В русской традиции, конечно, тоже сжигают чучело, но Масленицы, а не весны. А в фольклорной песне, известной мне, даже и не вспомню, чтобы упоминались «проводы зимы», практически все песни имеют некий кулинарный характер. И, конечно же, прославляют масленичное веселье.

Вот так, информация для размышления в Масленичную неделю)
«Широкая Масленица,
мы тобою хвалимся,
на горах катаемся,
блинами объедаемся»

Мы идем в музей!

10 марта 2013  //  by Da_jana  //  заметки  //  No Comments

Le Louvre - Mona Lisa

Совсем недавно прочла в новостях о том, что музеи являются самым посещаемым местом из культурных общественных. И сегодня сама убедилась в этом: в воскресный день в самых разноплановых местах действительно много народу, самого разного.

Молодежь, семьи с детьми, пенсионеры – совершенно разная публика в совершенно разных музеях, но она присутствует в достатке. А ведь билет в музей, не на какую-нибудь редкую выставку, стоит подчас дороже сеанса в кино. Но москвичи так уверенно приобретают их для всей семьи. Что-то завидное есть в этом упорстве (я-то по своей музейной корочке бесплатно хожу). Да просто вот такое мое умиленное наблюдение за семьей, стоявшей передо мной в очереди, которая отправилась в этот воскресный день в музей. Самый обычный классический музей. Вот вам и статистика!

Так вот и меня потянуло подтверждать статистику. Правда, день имеет обыкновение заканчиваться – всего не объять. Но провести так время – приятно. Можно преследовать невероятное количество целей для похода в музей, правда, достигнуть их за раз, наверное, не удастся. Кто-то узнать, позаниматься, кто-то порисовать, кто-то послушать, кто-то научить, кто-то себя показать, кто-то других посмотреть, да и просто провести время вот в такой необычной, кем-то любимой, а кем-то непереносимой музейной обстановке.

Да, вот еще одно мое наблюдение. Будучи обычным посетителем любого музея в любом городе, очень сложно выделить со всей массе экспонатов то, что действительно представляет музейную ценность или является ключевым в замысле экспозиционеров. Только если это не вынесено отдельно. Или это только мне так? Вот рассказ экскурсовода расставляет все точки над i. Но только вот иногда и экскурсовода сложно слушать, долго слушать. Или это я одна такая привередливая?

Так что я в этот поход избрала вариант «других посмотреть, себя показать». Может, в другой раз будет другое намерение. А у вас какое?

Прикоснуться к прекрасному

8 марта 2013  //  by Da_jana  //  заметки  //  1 Comment

Moiseev_igor_1932

Многие люди считают, что все народное, как то: танцы или музыка – это скучно и уже устарело для нас, живущих в 21-м веке. Так и можно оставаться при этом мнении, не познакомившись с прекрасными представителями народной музыки (фольклора – об этом писала) и академического народного танца. Так вот в моей жизни состоялось такое знакомство – с академическим ансамблем народного танца имени Игоря Моисеева. Так и каждый уважающий себя человек должен прикоснуться к его творчеству – уверяю, равнодушным здесь остаться нельзя.

Совсем недавно ансамбль стал называться имени Игоря Моисеева, после его кончины в 2007 году, ранее коллектив назывался как просто принадлежащий ему. Сложно недооценить все то, что сделал Игорь Александрович, придав мировое значение не только своему коллективу, но и народному танцу в целом. Полные залы и почитатели всех возрастов – вот одна из наград.

И до сих пор никому не ясно, как так случилось (возможности этого пусть останутся за текстом), но в подмосковный провинциальный город Можайск весной довольно далекого 2004-го года приехал это коллектив с мировым именем. И попасть на этот концерт можно было совершенно бесплатно. Когда нам, юным танцорам, дали по пригласительному билету на последние ряды с комментарием о невероятности этого события и того, что увидим, мы как-то пожали плечами: «Ну, сходим». Нет, нет, мы, конечно, знали о существовании такого коллектива и нас даже должны были свозить на концерт в Москву, но все это было только по рассказам, Интернета тогда или не было вовсе или был медленный, видео, как сегодня, не посмотришь. Поэтому, первая встреча состоялась в районном ДК.

В назначенный час мы оказались на своих местах. И тут понеслось. С первого танца мы были просто очарованы. Так не бывает! Все идеально! «Посмотри, у них у всех косички одинаковые! А тут у всех кружавчики на воротниках! Как долго и сложно это все, наверное, одевать!» Солисты – особые, быстрые и яркие. Массовые танцы – все как на подбор, не отличишь. А какие характеры! Особо любим мною (и еще оооочень большим количеством людей) танец аргентинских пастухов «Гаучо», поражающий по разным причинам: невероятная техника, остающаяся за гранью понимания, точные и неподдающиеся копированию характеры и, самое поразительное, – солист коллектива Рудий Ходжоян, которому на момент выступления был 61 год! Но на мастерстве исполнения это никак не отражается, скорее наоборот. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

А удалось ли Вам видеть когда-нибудь такие фотографии или ролики, где фанаты бегут за автобусом, ведут себя как-то диковато, просят автографы у любимой звезды во что бы то ни стало? Так вот наше поведение было примерно таким же. Именно такие чувства в нас пробудил этот коллектив. Вернее, так их можно было проявить внешне.

Надеюсь, это сообщение подвигнет кого-нибудь набрать в поиске «ансамбль имени Игоря Моисеева» и хотя бы в таком виде прикоснуться к прекрасному. Правда, знакомство лучше развивать в концертном зале. Так лучше дойдет.

На фото И.А. Моисеев, балет «Саламбо»