Зимние прогулки по Летнему саду
Поездки ни в один из городов меня, пожалуй, не вдохновляли так, как путешествия в Питер. По количеству постов сравнится, возможно, лишь Киев. Но в эти выходные мне вновь случилось оказаться именно в Питере. Это меня и удивляет все больше и больше: не испытывая раньше особенных чувств к этому городу, я осознаю, что мне он определенно нравится. Город приятного одиночества. Совсем он не компанейский.
В этот раз я снова совершала длинные прогулки: то пересекая каналы и шумные улицы, то шагая по новым дорогам, то хоженым много раз. Погода не препятствовала этому, но и не благоволила: Питерский «+» по Цельсию казался нашим хорошим «-». Но снега нет совершенно, слякоти, пожалуй, тоже. А если глядеть на людей из окна уютных кафе, то кажется, что сейчас поздний сентябрьский вечер – наряженные елки, кажется, ошиблись сезоном.
Днем мой зимний маршрут был проложен к Летнему саду, в котором за несколько поездок не то, что не удалось побывать, но и как-то даже взглянуть со стороны. Но пожалеть я не смогла о том, что попала в него в этот раз. Стояла невероятно спокойная погода, которая так располагала к посещению этого сонного места. Даже в какой-то степени мрачного.
Ведь сад, я полагаю, должен быть цветущим, летним, радовать людей дурманящими ароматами, разными красками и светом. Таково его прямое предназначение. А передо мной возникли засыпающие деревья, устремившие свои ветки куда-то в небо, словно желая в нем раствориться. Карпиев пруд на входе в сад состоял из ледяной мозаики, словно бы ее составлял Кай. И четко просматривались геометрические формы этого места, словно по линейке расчерченные.
Идя по строгим садовым улицам, ты ощущаешь себя в некрополе – об этой важной особенности я еще не упоминала. Вся скульптура на холодное время года сокрыта под серыми неприглядными деревянными ящиками. Сохранились только этикетки для этих фигур, их самих же видеть невозможно: Венера, Аполлон, аллегория Добродетели… И серые безликие чехлы, в которых до весны спят языческие боги. Яркий настил на земле и шахматная расцветка на дне фонтанов напоминала немного Королевский сад из «Алисы в стране чудес» – такой же по-хорошему абсурдный.
Сад не показался мне большим, а тем более скучным – таким необычным он был в это время. Хотя, сравнить мне не с чем, летом мне видеть его не приходилось. Но вот сейчас в нем было свое очарование. В Питере все какое-то очаровательное и притягательное. Именно поэтому туда хочется снова и снова…
Почтенный Великий Новогород
Не перестаю удивляться: как нас манит за рубеж! Как нас манит Европа со своими старинными городами! Меня в том числе. Сколь часто мы интересуемся турами по Италии или Чехии, и как ничтожно мало мы знаем о том, что есть в нашей стране. Буквально пару дней назад я сделала невероятное открытие. Советую это и другим.
По счастливой случайности, которой вновь оказалась работа, ранним утром я оказалась в Великом Новгороде. В течение всего дня, что я делала свои дела, я не представляла, где я нахожусь. Вечером, когда осталось совсем немного времени до поезда, я в сопровождении расчудесного экскурсовода совершила совсем небольшую прогулку по Кремлю. И вот тут начались удивления.
Во-первых, на территории Великого Новгорода 37 памятников ЮНЕСКО. Ну и что, спросите вы. Ответ: а вот на территории всей Европы таких памятников всего около 40. И это по всем странам. Впечатляет? Дальше – больше. На территории Кремля, что ни здание, то с тысячелетней историей. Или около того. На здания 17-19 веков экскурсовод просто махает рукой – да, какая уж тут старина! И, правда, какая, когда перед тобой София Новгородская, самая древняя сохранившаяся постройка нашей страны. София Киевская старше ее всего на пару-тройку десятилетий. Но разве ж это срок?
В самом храме рассказывают головокружительные истории: иконостас времен постройки здания, паникадило размером с “Газель” – подарок Бориса Годунова, крест, захваченный испанцами-добровольцами во время Великой Отечественной войны, невероятными путями возвращенный храму около 10 лет назад. Самое первое живописное изображение – фреска времен постройки собора, домонгольская иконопись – икона Божией Матери “Знамение”… Всего не перечесть – это лишь малая часть всего того, чем удивит только сама София.
Времени было чрезвычайно мало: мы выбежали в реке Волхов, в которой, считают местные жители, и по сей день течет кровь казненных за подозрение в измене Иваном Грозным; звонница, которая стоит до сих пор из-за особо рода укрепления – обычно срок службы здания был не больше 50 лет; оглядели памятник 1000-летия Руси – от него уже лежал путь на вокзал.
Впрочем, вот и поучение в этой истории – мой поезд шел на Питер, где я решила провести выходные, даже не ночуя в Великом Новгороде. По дороге я преодолела не только километры, но и около 700 лет – разница между почтенным старцем Новгородом и юнцом Санкт-Петербургом. Но отчего ж так тянет-то на последнего?..
Музей-онлайн
Сейчас все в соцсетях. Все-все. И я не говорю о привязанности или зависимости. Люди, звезды, магазины, наконец, музеи – в соцсетях. И если первые три звена в данной цепочке удивляют в меньшей степени, то я обращусь к последнему.
Как вы относитесь к тому, когда какой-то музей постит в Инстаграме? Или проводит опросы в Твиттере? Вот сложный вопрос. Музей идет в массы для того, чтобы вызвать у людей интерес, ведь теперь они так близко. Вызвать своей активностью, предложениями, которые могут понравиться читателям, заинтересовать их косвенно, а не напрямую.
Так хорошо это или плохо? Музеи в массы или массы в музеи? Или второе – следствие первого? Наверное, в этом есть свои плюсы и минусы.
Музей для большинства людей – собрание, по большому счету, непонятных древностей со строгими смотрителями и “ни к чему нельзя прикасаться”. Непонятны предметы не потому, что неясно их назначение, а потому, что, не будучи знаком близко с тематикой музея, ты не можешь оценить всю их значимость в полной мере. Такое положение вещей кому-то нравится, кто-то принимает как данность, а кого-то это и вовсе отталкивает. Именно поэтому сейчас все больше музеев интерактивных, частных, которые могут себе позволить больше, чем другие. Чаще всего они становятся брендом города, а скорее, основывается на нем: пастила, калачи, пряники, платки, игрушки – все, что можно купить, съесть, надеть, посмотреть, как изготавливается. Так уж сложилось, современному человеку подобного характера вещи ближе. Прикладные, так сказать. Поэтому, многим музеям приходится пострадать из-за отсутствия съедобной продукции собственного изготовления на своей территории.
И все начинают придумывать, кто во что горазд, как зазвать людей. Всяческие интерактивы, тематические экскурсии. Тут и вплетается интернет – конкурсы, приглашения. И действует, к счастью, привлекает. Остается ни с чем только тот, кому совсем нечего придумать со своей тематикой и остается лишь надеяться на свое имя.
Так значит, все-таки, музей в массы? И люди, хоть и не все, радуются такому близкому соседству. Это не какое-то непонятное здание с колоннами где-то в центре города, где тебя будто бы совсем и не ждут, а такой близкий теперь музей, что стоит у тебя в «подписках» и в «читаемых». Каждый день ты узнаешь новое и приятное, а на ближайшую выставку, о которой ты узнал из новостной ленты, ты обязательно пойдешь. Ведь это так интересно!
Выходит, соцсети выполняют свою функцию и стимулируют людей к посещению музеев. Будем надеяться, что это положительная тенденция. Но не будем забывать и о другом. Не стоит дожидаться, когда музей постучится к тебе в друзья. Постучись сам в окошко “касса”. Тогда ваша дружба будет не только ценнее, но и крепче.
Игры из детства
Как вы проводите свое свободное время? Я не имею в виду глобальные сборы раз в два месяца на концерт или в какую-то поездку. А просто, время, которое у вас есть вечером после работы. Наверное, немногие похвастаются чем-то особенным: мы все так устаем, что тут не до изобретательности.
А в руки мои и моих друзей попала одна чудная вещь, знакомая многим с детства. И это – настольная игра. Да, да, именно так. Но только не Лото и Монополия, сейчас есть другие, новые. Лично я играла в подобные вещи только в детстве, а кому-то, может, случалось и в более сознательном возрасте – ведь раньше такое времяпрепровождение было вполне обычным.
И вот сейчас снова возобновляется мода на настольные игры. Нам совершенно случайно дали поиграть, и мы попали под очарование. Какое разнообразие подобных развлечений сейчас мы имеем! И ведь это вещь действительно не пустая, а в чем-то, может, и полезная, я пока не поняла, не ощутила в полной мере.
Правда, есть один серьезный минус. Играть одному или даже вдвоем ну никак не получится. Нужна команда. Как минимум 3 человека. А то и больше. А с этим уже бывает сложнее. Не каждым вечером можно с легкостью собрать кворум для игры. Поэтому такие посиделки тоже относятся к явлениям праздничным и нечастым. А хотелось бы по-другому.
Хотя, если перемежать свой досуг… Один вечер – репетиция бала, другой вечер – кино, третий – концерт, пятый – настольная игра… Целый культурно-развлекательный калейдоскоп. Правда, исполнение которого возможно не для каждого. В некоторых небольших городах невозможно культурно провести вечер. Даже если это место посещает известный артист, на концерт которого можно пойти, то чаще всего это будет отдых некультурного характера. Потому что исполнитель такой. Вот так и остаются игры. Такой замечательный вариант. Не поленитесь, поинтересуйтесь в интернете, в магазинах. Названия и правила игры с виду кажутся дикими и с трудом выполнимыми, но как только начинаешь – играть одно удовольствие!
О новом в отечественном кинематографе
Сто лет не была в кино! Последний раз «Хоббита» первого смотрела, а тут вон и следующий уже через неделю выйдет. Но счастливое и совершенно неожиданное стечение обстоятельств привело меня вновь в кинотеатр. Вернее, посещение его было в списке дел, которые были записаны на небольшую бумажечку, но это было из рода невыполнимого. И вот, сама себе не веря, я несусь в кинотеатр моего студенчества на улице Бахрушина. И, между прочим, знаю, что хочу посмотреть.
Обсуждать и осуждать отечественный кинематограф, согласитесь, модная тенденция. Кому действительно не понравилось увиденное по объективным причинам, кто ищет лишь поводы в самой картине, чтобы ее же и освистать, кто просто “не смотрел, но мнение имею”. Это прелюдия к тому фильму, который смотрела я) “Курьер из рая”. Привлек, честно сказать, трейлер и, казалось, неординарный сюжет, который, как сообщают авторы, основан на реальных событиях.
Признаюсь, на протяжении всего фильма реальность в сознании практически не мелькала, хотя, основные мотивы этого фильма – основные принципы жизни в нашей стране. Только тут добро победило зло. Не сразу и через очищение некоторых героев, которые чуть было не проиграли эту битву. Гоша Куценко, например. Присутствие еще одной персоны, Елизаветы Боярской со звездной ролью (в смысле, играет звезду) немного натянуто. Во-первых, одно ее присутствие уже говорит о том, что картина из ряда многочисленных других, в которых она успела сыграть, во-вторых, ее значение в фильме все же второстепенное. Она – носительница некой языческой идеи, которая, мне показалось, совершенно пустая. Ковали свое счастье все сами, а “куриный бог” – то самое ружье, которое все ж таки не выстрелило.
Сама идея фильма отличается от стандартных сюжетов в целом.Кино не про любовь. И не про отношения, они легкий фон, я почти не обращала на них внимания. Герой Артем ищет правду. Он, конечно, не Данила Багров, но в чем-то их интересы совпадали. Ну и режиссеры разные у этих картин, между которыми пропасть. Яркие цвета, колоритные образы Куценко и Дюжева, красивые машины, Боярская – ведущая новостей – все это придает сказочности сюжету и фильму в целом, но это как раз отвлекает от реальности, на которой и основан фильм, добавляет мишуры, которая тебя засыпает, и ты вроде уже не понимаешь, что ты смотришь, и чем это кино отличается от других. Но проблески, безусловно, есть.
И я даже немножко думала об этом фильме после его просмотра, пишу сейчас о нем же, а значит, не зря, наверное, я провела время в кинотеатре. Да и чего жалеть – так давно хотелось что-нибудь посмотреть!
Таланты и известность
На работу привезли из Коломны небольшие подарки: книгу Лажечникова «Ледяной дом», магниты и альманах. «Коломенский альманах» – такое издание в мягкой обложке. Все стали рассматривать, разбирать, кому что. Мне в руки попал тот самый альманах. Усевшись за стол, я стала листать свежие странички этого труда. Подумала, что могу выискать там хорошие стихи или потешить себя небольшим рассказиком. Рассказ нашелся, над чем-то повеселились всем отделом, но работа есть работа, ее иногда надо и выполнять. Поэтому альманах я убрала в свою сумку, чтоб уж точно не забыть и развлечь себя им уже дома, в свободное время.
Всегда не знаешь, что скрывается за разными названиями. Прочитывая заголовки, небольшие отрывки из текста, ты выбираешь какой-то один, не задумываясь долго. Ты эту книгу не покупаешь и не ждешь ровным счетом ничего серьезного, тебе просто интересно с ней познакомиться. И это касается, пожалуй, любой книги, которая просто стоит на полке дома или в библиотеке: почему бы не взять и не почитать.
Но мне посчастливилось невероятно. Также пролистав несколько страничек одной повести, я решила ее прочесть, приглянулась она мне. Превозмогая все домашние дела, которые необходимо было сделать в этот вечер, я постоянно возвращалась к книге. Ее хотелось читать и читать. Чудный текст автора, фамилия которого едва ли известна за пределами Коломенского района, либо знакома ограниченному кругу интересующихся литераторов. Сложно поверить, что в сборнике оказался такой изумруд – словно читаешь кого-то из классиков. Такая чистая и жизненная повесть. Ничем не уступает тем, чьи книги сейчас стоят на прилавках магазинов, а может, и превосходит над ними. Вот он, вопрос безвестности. Как человек может достичь противоположного эффекта, как возможно, просто имея талант, сделать так, чтобы твои гениальные творения читали, слушали, смотрели многие и многие люди. Публикации в интернет-сообществах вряд ли приведут к положительному результату: лишь случайность поможет читателям выбрать жемчужину из множества того, что люди выкладывают в сеть. Ты пишешь, твои друзья знают, что ты классный, но пробиваться тебе очень сложно. Кому-то везет больше, и возникают жизненные ситуации, когда появляется возможность напечататься в серьезном издании, не затеряться среди прочих. Но как работают все эти механизмы? Сложно, я не понимаю. И речь не конкретно об этом авторе, а о многих других музыкантах, художниках, перед которыми стоит описанная проблема. И как мы можем узнать, о том, что автор хорош, если его книга не стоит в магазине на полке «Популярное».
Наверное, есть люди, которые сумели достичь чего-то в этой сфере. Вот в один период многим литераторам помог Максим Горький, который занимался их поиском и никого не отталкивал. Так многие более или менее известные стали читаемы широким кругом людей. Много ли сейчас таких Горьких? Боюсь, единицы.
А что с этим делать я не знаю, много раз задумывалась и никогда не понимала, как исправить ситуацию. Сейчас я могу лишь назвать фамилию автора столь понравившейся мне повести: Сергей Малицкий «Каждый охотник».
Что такое искусство?..
Каковы критерии искусства? Кто их задает? Кто провозглашает картину, композицию произведением того самого искусства. Наверное, многие задаются таким вопросом, когда они не понимают всеобщего признания очередного творения. Несколько ярких пятен… Это картина. Каким сейчас обывательским звучит мое мнение, каким ужасающим. Так подумают ценители – люди, разбирающиеся в искусстве, современном искусстве в частности. А те, кому понятен мой взгляд, ведь, это не совсем и позиция, захотят послушать тех самых ценителей: а в чем же тут собственно искусство. И я бы рада знать, может, просветилась бы в этом вопросе.
Но это яркий пример. Пример именно с живописью, с той, которая нам совершенно не ясна. Того, что нам трудно назвать не то что грамотной картиной, но и картиной вообще. Но ведь, сколько этих случаев! Где эти критерии, спрашиваю я опять. Или я одна не знаю? Почему одни полотна завораживает поколения людей, а другие, казалось бы, такого же плана проходят мимо этих же поколений. Часто ли вы удивлялись словам экскурсовода в каком-либо художественном музее, обращавшего ваше внимание на один из пейзажей или портретов, мимо которого вы обязательно бы прошли мимо, а тут оказывается, что это жемчужина всей музейной коллекции. Вот удивление. Со мной такое случалось. И когда тебе объясняют, ты начинаешь всматриваться в полотно, искать то, о чем говорит профессионал и веришь, что перед тобой необычайная редкость и уникальность. А, может, это лишь иллюзия… И ты продолжаешь слушать слова о том, что картин этого автора всего две в мире, это одна из них, поэтому тебя должен охватывать трепет и восхищение перед единственным в своем роде полотне. Но подчас таких чувств не возникает, и их сложно вызвать.
Выходит, понимание шедевров доступно не каждому человеку, а лишь интеллектуальному зрителю? И, тем не менее, такие полотна известны на весь мир. Или возможно воспитать в себе это чутье, нет, не к прекрасному, а к настоящему искусству? Прекрасное замечают и любят многие из нас – в художественной галерее наше внимание может привлечь работка, не включенная в основной экскурсионный рассказ. Она прекрасна, но она не тот шедевр, на который обратят внимание всех тех, кто пришел сюда.
Так что же такое искусство? Многие наши литературные деятели пытались ответить на этот вопрос в своих длинных трактатах, но смогли ли? В таком случае, мой пост – просто насмешка над их трудами. На листе А4 я размышляю об этом, надеясь, что не впустую.