Просмотр записей в разделе "заметки"

“…Ее разрисовал художник быстроокой”

29 сентября 2013  //  by Da_jana  //  заметки  //  No Comments

Portraits of Russian generals

Рассказываю не сначала, буквально наоборот, вычленяю один осенний эпизод, опуская долгое лето с самыми разными событиями, поездками и впечатлениями, о которых, безусловно, стоит еще повести речь. Возвращаюсь все к тому же – Питер.

Верные читатели (а вдруг такие есть!), может, помнят, мою заметку о питерском синдроме, а значит, и моем отношении к этому городу. В сентябре этого года, буквально двумя неделями ранее мне удалось вновь побывать в этом городе. Удалось распробовать все его красоты и прелести. Неспешно, на это мне было дано целых 7 дней. И вот одно из тех маленьких открытий, которое мне посчастливилось сделать для себя.

В виду специфики моей работы мне часто приходилось слышать о художнике Джордже Доу (1781-1829). Не только слышать, но и видеть исполненные им многочисленные портреты героев Отечественной войны 1812 года: будь то репродукция из книги, живописная копия или эскиз самого Доу. Оказалось, что все это подлинное сокровище скрывается в Эрмитаже. Вернее, скрывалось от меня до определенного момента.

Моей задачей в этот раз стало посещение военной галереи Зимнего дворца, то есть Эрмитажа. Расквитавшись со своими делами в один из дней, уже ближе к закрытию музея, я устремилась т у д а. Заботливая гардеробщица оповестила меня, что они скоро закрываются, на что получила мой ответ: « Я ненадолго». И это правда. Главное было разобраться в лабиринтах экспозиционных залов и добраться до заветной цели. Вооружившись планом, я просила помощи одной из смотрительниц. Она любезно объяснила мне, как дойти до галереи, при этом посоветовала идти по порядку и смотреть все. Объясняться я не стала, а твердыми шагами направилась к тому, что меня интересовало здесь и в этот раз больше всего.

Высокие потолки, стены, выкрашенные красным цветом, и лица – главное украшение этого зала. Возникло ощущение – я словно в гостях у друзей, словно у очень близких людей. Читаю почти сплошь знакомые мне фамилии: Воронцов, Щербатов, Балабин, Тучков I-й, Тучков IV-й – не вспоминая истории, в моем сознании всплывают какие-то совершенно личные вещи, которые связаны именно с этими именами. Радуга ощущений. Спешно перевожу взгляд с одного имени на другое, разглядывая лица, пытаюсь узнавать тех, кто изображен; приходится поднимать голову высоко, до боли в шее – до самого потолка высятся портретные ряды. А ведь за каждым полотном, заключенным в золотой багет, за каждым лицом – молодым или старым, сосредоточенным или игривым – целая жизнь, личная судьба каждого. И это тоже добавляет оттенков в радугу. Правда, в основном красных.

Предлагаю в конце познакомиться с тем, как это место увидел всеми нами любимый Александр Сергеевич Пушкин. Конечно, я не могла поместить стихотворение в начале своего небольшого впечатления – кто бы тогда стал слушать меня после Пушкина?

У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,
Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу,
И, мнится, слышу их воинственные клики.
Из них уж многих нет; другие, коих лики
Еще так молоды на ярком полотне,
Уже состарились и никнут в тишине
Главою лавровой…

А.С. Пушкин, отрывок из стихотворения «Полководец»

Усадьба Полотняный завод, Калужская область

26 апреля 2013  //  by Da_jana  //  заметки  //  No Comments

Главное здание усадьбы Полотняный завод

Хорошо открывать новые интересные места, которые находятся совсем недалеко от тебя, буквально в нескольких часах езды. Тут не нужно целый год копить на билет, чтобы увидеть что-то необыкновенное. С Московской областью соседствует Калужская, там мне и повезло побывать совсем недавно.

Калуга больше даже связана с войной Отечественной 1812 года, нежели с Великой Отечественной. И вот именно потому, что боев на ее территории практически не было, сохранилось множество исторических памятников и памятников архитектуры. Гид в автобусе не успевала давать комментарии обо всех городских постройках, которые мы видели, проезжая по разным улицам.

В Дзержинском районе калужской области есть такое любопытное место – Полотняный завод. Именно такое название носит поселок городского типа аж с начала XVIII века, именно тогда он и возник. Слыша это название, мне казалось, что он как всегда как-то связано с советским временем. Но нет. Возникновение населённого пункта связано с основанием по именному приказу Петра I в 1718 году парусно-полотняного завода. Но более знакомые всем персонажи появились немногим позже. Уже в 1720 году здесь была основа бумажная фабрика, совладельцем которой стал А.А. Гончаров. А вот теперь пора возникать ассоциациям. В буклете, посвященном музею Полотняный завод, на первой же странице написано «по Пушкинским местам»… Да, да! владелец фабрики – не кто иной, как прапрадед Натальи Пушкиной. Урожденной Гончаровой.

Свое детство и юность Наталья провела именно в барском доме усадьбы Гончаровых в Полотняном заводе. Посчастливилось усадьбе и по другой причине – дважды эти места, очень полюбившиеся ему, посетил А.С. Пушкин. Безусловно, окружающие ландшафты могли вдохновить поэта. Правда, оценить их мы можем только по восстановленному плану усадьбы, которая раньше в себя вмещала несколько огромных парков.

Неизвестные для меня вещи открылись во время моего нахождения в Полотняном заводе. В музее, на втором этаже барского дома экскурсовод, будто бы немного извиняясь, указала нам на два изображения Дантеса, одним из которых им стоило бы хвалиться. Потому что тот является большой редкостью сегодня. И я, к своему, стыду, совершенно не ведала, почему бы им там быть. Так вот, оказывается, Жорж Дантес был мужем средней из сестер Гончаровых – Катрин, которая любила его пламенно, но безответно. Рассказывали, что ее многие отговаривали от этого брака, но Катрин осталась непреклонна, считая, что отношение Жоржа к ней изменится. Но нет. Прочитав это, мне кажется, многое из известного прежде становится прозрачным… А еще прозрачнее становится фигура самого Дантеса, по крайней мере, по амурной части.

Хотя, нам тоже об этом рассказали, что потом Дантес жил с женой Катрин, которая, к сожалению, прожила недолгую жизнь – умерла после рождения наследника, во Франции, в небольшом городке. Позднее, он был мэром этого города, одна из улиц которого названа именем Жоржа Дантеса. Говорят, что люди по-прежнему считают его правление самым благотворным.

Вот такая, казалось бы, простая поездка, открыла столько всяких прежде неизвестных мне фактов, которые наводят на размышления разного характера. Советую посетить по возможности Полотняный завод – хороший музей, крайне много мемориальных гончаровских предметов. Это поражает.

Странная поэзия Поля Элюара

23 апреля 2013  //  by Da_jana  //  заметки  //  No Comments

IMG_4675.JPG

Предлагаю поразмышлять над одним из самых необычных стихотворений, прочитанных мною…

Поль Элюар
Человек, который полезен

Ты устал от работы. Мечтай, отдыхай,
Широко распахнув глаза и ладони,
В пустыне,
В пустыне, которая игры затеяла
С животными – с бесполезными.

После порядка и беспорядка,
В плоских полях, и в горбатых лесах,
И в море, тяжелом и ясном,
Мелькает животное – это твоя мечта
Стала поистине отдыхом.

Перед нами две строфы с одинаковым количеством стихов, не рифмованных между собой. Автор, Поль Элюар также является приверженцем дадаизма (цитата из Википедии: «Основатель течения поэт Тристан Тцара обнаружил в словаре слово «дада». «На языке негритянского племени Кру, — писал Тцара в манифесте 1918 года, — оно означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае — нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения»), скорее даже, сюрреализма. Следом за этим возникает некоторая определенность: сюрреалисты в своих художественных образах не были последовательны, упорядочены, автор полностью следует за потоком своего сознания и отражает его на бумаге. Поэтому можно предположить, что перед нами некоторая фиксированная картинка момента сознания автора. Тогда изображенное в произведении начинает понемногу проясняться, образы следуют друг за другом, вытекают друг из друга: «Ты устал от работы. Мечтай, отдыхай, Широко распахнув глаза и ладони, в пустыне…». В приведенных стихах замечаем метафору «широко распахнув ладони». Вероятно, «распахнутые ладони» подчеркивают некоторую отрешённость лирического героя в этот момент, а в контексте отдыха это представить довольно просто. Но далее появляется образ немного сбивающий, но всё же прямо вытекающий из предыдущего: « В пустыне, которая игры затеяла с животными – с бесполезными». Продолжая цепочку, можно предположить, что полная отрешенность лирического героя венчается чем – полной пустотой, а именно пустыней. Не совсем понятно, чем является эта пустота – окружением, либо внутренним миром героя. Но скорее можно склониться к последнему. Эта же пустота играет с какими-то животными, которых автор называет бесполезными. Подключив свою фантазию, можно предположить, что животные – это какие-то мысли, страхи, желания. Но это лишь моё субъективное мнение, возникшее при попытке объяснить те или иные образы потока сознания автора.

Впрочем, вторая строфа немного облегчает задачу и поясняет сказанное в первой. Мы видим, что вышеупомянутое «животное» является лирическому герою не только в пустыне, но и: « после порядка и беспорядка, В плоских полях, и в горбатых лесах, И в море, тяжелом и ясном…». И, оказывается, «животное – это твоя мечта», которая и стала для лирического героя настоящим отдыхом.

Таким образом, получается, что автор предлагает нам мечтать, а значит и отдыхать. Рассмотрев в целом произведение, нам должно быть понятней название и его связь с содержанием, но для меня по-прежнему понимание представляется трудным. Может, автор считает полезным того человека, которому не нужен как-то особенный отдых, а которому достаточно лишь помечтать.

“Наши отцы – храбры полководцы”. К 200-летию со дня кончины генерал-фельдмаршала М.И. Голенищева-Кутузова

20 апреля 2013  //  by Da_jana  //  заметки  //  No Comments

Untitled

Можно дальше дополнять список важных событий этого года – 28-го апреля исполнится 200 лет со дня преставления в городе Бунцлау, ныне Болеславец (Польша) славного русского полководца, спасителя Отечества – Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова-Смоленского.

Уже в конце 1812-го года война перешла на заграничные территории. И вот на польской территории и скончался единый главнокомандующий, прежде ведший сам российскую армию. Екатерининский орел, Михаил Илларионович, назначенный императором Александром I единым главнокомандующим всеми российскими армиями, действительно явился спасением для отечества.

«Барклай де Толли не нужен боле – приехал Кутузов бить французов», – вот, что говорили солдаты о назначении Кутузова, которые питали особое уважение и любовь к полководцу. И он отвечал им полной взаимностью. Поспешая к осажденному Смоленску, он успевает только в Царево-Займище, где принимает командование, уже после оставления города-форпоста.

Неспроста простые солдаты испытывали такие чувства – проявивший себя во многих сражениях, Кутузов, выжил после, казалось бы, несовместимых с жизнью ранений. Дважды у него были серьезнейшие травмы головы, врачи тогда говорили, что, вероятно, этот человек уготован для чего-то большего, если Бог его так бережет. Именно вследствие одного из ранений был поврежден глаз Михаила Илларионовича – практически на всех портретах он изображен в профиль, либо повернут больше левой стороной лица. Но черных повязок он никогда не носил. Это выдумки.

Кутузов дает армии то, чего она больше всего желает – генеральное сражение. Тут и прославилось село Бородино, справлявшее свой юбилей в прошлом году. «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю», – такую оценку сражению дал полководец. Все его слова о том или ином событии или сражении разошлись на цитаты – так точно, ясно и просто говорит Кутузов, сам все это пережив.

«С потерей Москвы не потеряна Россия», – произнес на военном совете в Филях Михаил Илларионович и оказался прав. Отклонив предложение дать бой на подступах к Москве, он принимает это сложное решение. И буквально меньше, чем через месяц состоится Тарутинский бой, а за ним и Малоярославецкое сражение, когда Наполеон совершенно утратит стратегическую инициативу и будет вынужден отступать по тому самому пути, где прежде одерживал победы…

Кутузов стал первым в России полным Георгиевским кавалером – на его груди красуется орден святого Георгия четвертой степени. А теперь его прах хранит Казанский собор в Санкт-Петербурге. Как, получается, много славных мест России напрямую связаны с именем не менее славного полководца, до последней минуты своей жизни верно служившего Отечеству.

Неизъяснимая Рязань

17 апреля 2013  //  by Da_jana  //  заметки  //  No Comments

Ryazan

Совершенно славный город есть в нашей российской провинции – Рязань.

По каким-то неведомым причинам, но он мне милее многих других. И бывать там приходилось чаще. Хоть и говорят, что город этот один из самых недостроенных и недоведенных до ума, но по мне этот город особо замечателен.

Если говорить об истории, всех достопримечательностях и известных людях каждого города, то, во-первых, все равно не будешь до конца точным, во-вторых, не уместишь в одно сообщение. Приятнее писать о том, что действительно тебе любо в том или ином месте.

Можно взять и каждому вспомнить стихи Есенина, ну, если не что-то конкретное, то в общем -складывается некий образ всей поэзии автора, по крайней мере, основной ее части. Вот что, видимо, вдохновляло Сергея Александровича на его творчество – окружающие его природные ландшафты. И не только село Константиново может этим похвастать, но и Рязань со своими подъемами и спусками, мостами, живописнейшим валом и множеством тенистых укромных уголков. Здесь почему-то не контрастирует так современное с древним, переходы из одного мира в другой такие плавные, постепенные и гармоничные. Хочется заблудиться где-то между ними или в каждом отдельно. Правда, порой не знаешь сам, где окажешься.

А до кремля даже не доедешь на маршрутке – в определенный момент придется выйти и идти пешком. Здесь же рядом с Успенском собором – Кремлевский холм естественного происхождения, откуда открывается замечательный вид на все 360 градусов. Не поленитесь подняться – там проходит время почти незаметно. Впрочем, для рязанских жителей эти места вполне обычны для прогулок – по количеству собирающейся здесь к вечеру молодежи это заметно.

В какую сторону от города не уедешь – всюду попадешь в живописное место, будь то густой лес, желтое поле или река, врезавшаяся в высокие берега. Все какое-то манящее и словно чарующее – надолго врезается в память. И, видимо, в душу.

Саратовская заметка пестрила рассказами о театрах, которые удалось посетить всего за 3 дня, проведенных в городе. А здесь совсем нет такого. Нет, театры-то вполне себе имеются, не знаю уж, хороши или плохи – не бывала. Могу лишь похвастаться походом на концерт Пелагеи в Рязанской филармонии) А тут, столько раз бывать, и не сходить в театр.. Нет, другая прелесть у этого города. Побываете, может, почувствуете сами. Но это что-то невербальное.

Ново-Никольский собор в Можайске. ЧП

14 апреля 2013  //  by Da_jana  //  заметки  //  No Comments

снимок Ново-Никольского собора, сделанный С.М. Прокудиным-Горским

Напишу об актуальном событии…

Сегодня днем мы узнали (и многие, думаю, из новостей Интернета и ТВ), что случился оползень на Никольской горе в городе Можайске. Под угрозой находятся не только дома и люди, которые были эвакуированы, но и сам собор – главная святыня города и главный, можно сказать, символ.

Конечно, ни для кого не было секретом, что место на горе опасное, угроза оползня существовала всегда. Еще когда храм принадлежал музею-заповеднику «Бородинское поле», то нечто подобное уже случалось. Тогда сам храм больше стал напоминать Пизанскую башню, говорят, это было заметно без особых прицеливаний. Руководство музея тогда всеми правдами и неправдами укрепляло фундамент храма-памятника, что спасло ситуацию. Событиям этим не меньше 15 лет… С тех пор многое изменилось – храм был передан РПЦ, все обходилось без происшествий и тут вот… Любопытно то, что сейчас там практически ничего не происходит. Около часа назад на горе стояли два человека, которые, видимо, предостерегают от походов к обрыву наблюдателей.

Можайск – священный город русских, так его называли еще в прошлые века, когда он вмещал в себя какое-то неимоверное количество храмов и монастырей. И Можайский кремль на Никольской горе был центром и главным укреплением города – святитель Николай спас город от нашествия половцев. На месте явления святого и был воздвигнут храм, прежде деревянный, а в надвратной церкви всего комплекса находился известный всем деревянный образ святителя Николы Можайского, который сейчас экспонируется в древнерусских залах Третьяковской галереи.

Собор хотели освятить в 1812 году, к 200-летию освобождения от польских интервентов. Но, как известно, в этот год состоялось другое нашествие, а Можайск, вернее, его окрестности, в частности известное всему миру село Бородино, стал центром событий. Поэтому освящение состоялось лишь в 1814 году. Во время пребывания в Можайске французов деревянный образ был спрятан, благодаря чему и был сохранен в то время.

Пострадал собор и в октябре 1941 года – была разрушена купольная ротонда, которая до сих пор не восстановлена.

Пишу я это для того, чтобы помочь всем ощутить масштабы мелькнувшей в новостях заметки. Вот, что сейчас находится под угрозой существования – памятник, свидетель столь важных в истории событий. Стоит верить, что удастся предотвратить его разрушение. Вероятно, мы сможем этому как-то посодействовать….

На фото снимок Ново-Никольского собора, сделанный С.М. Прокудиным-Горским между 1911 и 1912 годами

Цветная фотография С.М. Прокудина-Горского

12 апреля 2013  //  by Da_jana  //  заметки  //  No Comments

Girl with strawberries, 1909

В прошлом посте я немного упомянула о фотографе С.М. Прокудине-Горском. А сегодня поняла, что стоит написать о нем больше – о деятельности такого человека полезно знать.

Не только фотограф, но и химик, ученик Менделеева. Именно благодаря отличному знанию химии, Прокудину-Горскому удалось изобрести не только новую технологию цветной фотосъемки, изготовить фотоаппарат собственной конструкции, но и создать целую коллекцию фотографий, удивляющих искушенного зрителя и сегодня.

Мне, как человеку мало имеющему дел с фотографией, довольно сложны в понимании все технологии, которые применил на практике изобретатель. Но более ясным для всех здесь становится то, что именно сделал фотограф для страны и ее будущих поколений. Стоит отметить, что метод цветной фотосъемки уже существовал в XIX веке, но технология Прокудина-Горского была усовершенствованной, она имела явные преимущества перед другими. Кроме того, коллекция именно его фотографий дошла до наших дней в таком количестве. Полезно будет знать, что в 2000 году компания JJT совместно с Библиотекой Конгресса США выполнила сканирование всех 1902 стеклянных негативов из коллекции Прокудина-Горского, и все эти изображения доступны сейчас каждому из нас в полном размере на сайте Библиотеки Конгресса. Там можно и ознакомиться, а также поискать знакомые и близкие для каждого места.

Да, да, фотограф задумал на то время невероятный проект – объехать империю и запечатлеть ее на фотографиях. Прокудин-Горский заручается поддержкой императора Николая II и в 1909—1916 годах объезжает значительную часть России. Именно эти фотографии мы и можем увидеть сегодня.

На днях мы на работе открыли перед собой изображения, и моя коллега сохраняла себе почти каждую фотографию с разными комментариями: «Ой, а здесь я была», «Ой, а это я напишу», «Ой, а тебе надо такую рубашку сшить», «Ой, а как хочется сейчас по этому берегу походить». Похожие эмоции разделят многие зрители. Какая необыкновенная возможность вот так просто, сидючи за компьютером, посмотреть на Российскую Империю, на все ее уголки, найти там свой родной уголок. Вот, например, Прокудин-Горский даже побывал в родном мне, но совсем небольшом, городе Можайске. Что-то на фотографиях кажется совсем неизменным, таким же, как и у нас сейчас, а что-то приобрело совсем другой вид, характер. Чаще всего это люди, их выражение лица, одежда, центры крупных городов.

Дочитывать мой текст утомительно: хочется скорее рассматривать то, ради чего он и затеян – цветные и такие настоящие фотографии изобретателя С.М. Прокудина-Горского.