Тибетская поэзия
Цанджан-Джампо – VI Далай – Лама, живший в период с 1683 по 1706 года, может вполне считаться основоположником тибетской светской поэзии. Сама по себе поэзия в Тибете существовала с давних времен, возможно, еще в эпоху Бон. В правление Сонгцена Гампо (VII век) была составлена тибетская азбука, ставшая в некотором роде вариантом азбуки санскрита. Позже на тибетский язык были переведены основные индийские трактаты, что поспособствовало становлению философской и религиозной поэзии Тибета. Сравнивая тибетскую поэзию с европейской, стоит отметить, что тибетские стихи чаще всего не имели рифмы, были распространены белые стихи с самыми разнообразными ритмами; построение самих строф и строк, однако, почти не отличалось от европейских.
В эпоху средневековья тибетская поэзия и проза почти не различались. Перелом произошел в конце 17 века, когда Цанджан-Джампо начал заниматься лирической поэзией, что, конечно, совсем не обрадовало религиозную общину тибетских буддистов. VI Далай-лама гулял вечерами по городу, знакомился с женщинами, влюблялся в них, посвящал им стихи. В его произведениях преобладали темы любви, верности, измены. Для Цанджана не существует счастливой любви: с чем это связано – неизвестно. Любовь в его стихах не вечна, ее невозможно вернуть. Человеческие чувства, по мнению поэта, принадлежат не людям, но самой природе, которая имеет над ними невероятную власть.
Судьба Цанджана-Джампо весьма трагична. В начале его сместили с должности Далай-Ламы, потом отправили в ссылку, где он вскоре умер, прожив всего лишь 23 года. После него светская поэзия продолжала существовать лишь в устных фольклорных формах.
Тибетский язык менялся, и через некоторое время тибетский народный язык и тибетский официальный язык стали отличаться: простой люд не понимал книг, написанных учеными мужами, а потому и тибетская литература стала делиться на две части.