Странная поэзия Поля Элюара

23 апреля 2013  //  by Da_jana  //  заметки  //  нет отзывов

IMG_4675.JPG

Предлагаю поразмышлять над одним из самых необычных стихотворений, прочитанных мною…

Поль Элюар
Человек, который полезен

Ты устал от работы. Мечтай, отдыхай,
Широко распахнув глаза и ладони,
В пустыне,
В пустыне, которая игры затеяла
С животными – с бесполезными.

После порядка и беспорядка,
В плоских полях, и в горбатых лесах,
И в море, тяжелом и ясном,
Мелькает животное – это твоя мечта
Стала поистине отдыхом.

Перед нами две строфы с одинаковым количеством стихов, не рифмованных между собой. Автор, Поль Элюар также является приверженцем дадаизма (цитата из Википедии: «Основатель течения поэт Тристан Тцара обнаружил в словаре слово «дада». «На языке негритянского племени Кру, — писал Тцара в манифесте 1918 года, — оно означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае — нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения»), скорее даже, сюрреализма. Следом за этим возникает некоторая определенность: сюрреалисты в своих художественных образах не были последовательны, упорядочены, автор полностью следует за потоком своего сознания и отражает его на бумаге. Поэтому можно предположить, что перед нами некоторая фиксированная картинка момента сознания автора. Тогда изображенное в произведении начинает понемногу проясняться, образы следуют друг за другом, вытекают друг из друга: «Ты устал от работы. Мечтай, отдыхай, Широко распахнув глаза и ладони, в пустыне…». В приведенных стихах замечаем метафору «широко распахнув ладони». Вероятно, «распахнутые ладони» подчеркивают некоторую отрешённость лирического героя в этот момент, а в контексте отдыха это представить довольно просто. Но далее появляется образ немного сбивающий, но всё же прямо вытекающий из предыдущего: « В пустыне, которая игры затеяла с животными – с бесполезными». Продолжая цепочку, можно предположить, что полная отрешенность лирического героя венчается чем – полной пустотой, а именно пустыней. Не совсем понятно, чем является эта пустота – окружением, либо внутренним миром героя. Но скорее можно склониться к последнему. Эта же пустота играет с какими-то животными, которых автор называет бесполезными. Подключив свою фантазию, можно предположить, что животные – это какие-то мысли, страхи, желания. Но это лишь моё субъективное мнение, возникшее при попытке объяснить те или иные образы потока сознания автора.

Впрочем, вторая строфа немного облегчает задачу и поясняет сказанное в первой. Мы видим, что вышеупомянутое «животное» является лирическому герою не только в пустыне, но и: « после порядка и беспорядка, В плоских полях, и в горбатых лесах, И в море, тяжелом и ясном…». И, оказывается, «животное – это твоя мечта», которая и стала для лирического героя настоящим отдыхом.

Таким образом, получается, что автор предлагает нам мечтать, а значит и отдыхать. Рассмотрев в целом произведение, нам должно быть понятней название и его связь с содержанием, но для меня по-прежнему понимание представляется трудным. Может, автор считает полезным того человека, которому не нужен как-то особенный отдых, а которому достаточно лишь помечтать.

Постоянная ссылка на статью: http://www.openculture.ru/?p=3952