Русский женский костюм, как понимание настоящей красоты

11 октября 2013  //  by Da_jana  //  заметки  //  нет отзывов

Русский женский костюм

Возвращаясь к теме фантазий на тему того, как же прекрасно все было раньше, век или пару веков назад, можно поразмышлять вот еще о чем: о русском костюме.

К сожалению, у нас сейчас может складываться мнение, что ничего такого интересного он из себя не представлял, потому что мы привыкли видеть женщин в широких платьях и огромных красных кокошниках, расшитых всячески пайетками и другими украшательствами современного толка. Да, сейчас существует много явлений, стилизованных под народное, подчас даже заменяющих его: от исполнительского и танцевального искусства до одежды. Но на самом деле, настоящий костюм русской женщины – гениальнейшее изобретение.

Безусловно, речь идет не о моде того или иного периода – тут дискуссия может затянуться, так как доказать, что тут хорошо, а что плохо вряд ли кому-то удастся, ведь вкусы у всех разные. Но сам костюм народный, этнический – совсем другое дело.

Все в народном платье было символично и неспроста. Красная вышивка рубахи на вороте, рукавах и по низу – оберег тех мест, где одежда встречается с кожей – значит, здесь требуется особая защита. Под головным убором, который являлся неотъемлемой частью костюма любой замужней женщины, носили две косы, как символ мужа и жены, двух начал, составляющих семью.

Хотя, волос подчас и совсем не было видно, прическа все равно сплеталась из двух кос. Это сейчас считается, что две косички – детская прическа, но раньше, когда это имело еще свой особый смысл, было совсем не так. Одна коса – вот девичий символ. Расплетшись раз перед венцом при особом обряде, она больше не украшала женской головы.

Особое умение грамотно одеться имели женщины. Не было толстых или худых – все были красивые. При всей моей нелюбви к разговорам о современных стандартах – мы их в какой-то мере имеем. Что и касается одежды в первую очередь. Но русская девушка старины такой проблемы не имела. Взглянуть, например, на костюм, характерный как для юга России, так и Малороссии и южнославянских стран. Длинная рубаха с широкой горловиной и пышными длинными рукавами и поверх юбка, которая носила название «панёва». Юбка на месте талии затягивалась поясом, в результате чего мы получаем идеальный силуэт. И это вовсе не просто разговоры о вещах. Тут другое: народ понимал, как правильно и без вреда для себя и окружающих одеться, при этом подчеркнуть свою природную красоту, оставаться таким, какой ты есть. Может поэтому у тех людей (создается впечатление, что идеальных) и заботы были другие, и интересы, возможно. И внешне это проявлялось в их способности одеваться тем, а не иным способом.

Конечно, самой распространенной формой одежды был сарафан разного покроя в зависимости от области, в который его предполагали носить. Такой фасон практически всегда также подвязывался поясом. Кстати, пояс – это тоже оберег, поэтому неподпоясанными люди практически не ходили.

Кто-то скажет, что все это, якобы умение одеваться, – лишь набор совпадений, связанных с привычным бытовым и религиозным укладом жизни русского человека. Безусловно, это так, но слово «совпадение», на мой взгляд, не подходит. Ощущение и понимание настоящей красоты – вот, что было у древних в избытке.

Постоянная ссылка на статью: http://www.openculture.ru/?p=4043