“Романовы. Моя история”

9 ноября 2013  //  by Da_jana  //  заметки  //  нет отзывов

The Moscow Manege

Каждый, думаю, кто прочел заголовок этого поста, понял, о чем пойдет речь. Реклама выставки «Романовы. Моя история» настолько распространена, что итоги действительно колоссальны. Заинтересовалась и я. Вчера мне удалось побывать на этом мероприятии.

Хочется сразу отметить вот что. В Манеже ежегодно проводились какие-либо выставки, которые открывались ко Дню народного единства, то есть 4-го ноября. Но мне никогда не случалось побывать на одной из них. А причина такова: вход на выставку всегда был не меньше 300 рублей, а мне такая сумма в годы студенчества была не очень по силам. Что касается этой выставки, то ситуация в корне поменялась: вход на нее бесплатный. Успех во многом связан вот еще с чем. На каждом храме, по крайней мере, Московской епархии висит объявление о выставке, так как среди организаторов выступает и Русская Православная Церковь. И неслучайно, так как в Манеж привезли из Костромы Феодоровскую икону Божьей Матери, которая почитается как одна из святынь дома Романовых, поскольку она связана с призванием в 1613 году на царство основателя династии царя Михаила Фёдоровича. Вероятно, интерес многих людей связан не столько с тематикой выставки, сколько со святыней. И тому есть подтверждение.

Работу выставки продлили как по часам, так и по дням работы, потому что наплыв очень высокий. Как-то я хотела доехать вечером после работы, ведь открыта она аж до 00 часов. Но, к счастью, я этого не сдала. Оказавшись там вчера в первой половине дня, я заняла очередь от памятника Жукову. И это была очередь до практически самого входа в Манеж. К счастью, она проходила довольно быстро, я не стояла в ней более получаса, думаю. Но мне повезло, нежели остальным: время шло, а конец очереди теперь уже находился у часовни Иверской иконы Божией Матери.

К счастью, на самом входе большого скопления и очередей не наблюдалось, все расходились, кто куда. И было два варианта: указатели «на выставку» и «к иконе». И вот тут ждала еще одна очередь, которая проходила уже куда медленней. Безусловно, эта очередь была к иконе. Вероятно, многие пришли сюда именно за этим, посетив выставку лишь заодно. В таком порядке путешествовала и я.

А теперь о самой выставке. Хочу сразу опечалить тех, кто хотел бы увидеть подлинный предмет и вообще предмет. Вся выставка полностью копийная, за исключением буквально одного или двух предметов в центральном зале, этикетки к которым, к сожалению, прочесть не удалось из-за массы людей, находившихся вокруг витрины. Этот факт вообще я бы отнесла к минусам. Посмотреть внимательно что-либо было очень трудно: экскурсионные группы из большого количества человек и вообще толпы, как в торговом центре в выходной день. Вероятно, для создателей это успех. Но мне это не очень понравилось.

Хорошие мультимедийные технологии сопровождают выставку: огромные экраны с фильмами познавательного характера об отдельных периодах правления Романовых или об эпохе в целом, виртуальные киоски. А так все стены затянуты полотнами, где размещена информация о разных правителях в хронологическом порядке. Может быть, я избалованная музеями, но смотреть на копии того, что случалось не однажды видеть в оригинале, мне было не очень интересно. Признаюсь, что не много, где я прямо останавливалась и рассматривала изображения, попутно прочитывая аннотации. Правда, была пара таких мест. Только текст отречения от престола Николая II дочитать тоже не удалось, потому что со спины и сбоку уже кто-то напирал, желая прочесть тоже. Находился этот предмет в центральном зале, где на одной стене было огромное изображение всех правителей рода, чей юбилей и празднуется. Статичное изображение с легкими клубами дыма на фоне и торжественной музыкой, заглушаемой многообразием людских голосов. Остановилась я еще в зале Николая II, где посмотрела на творцов революции и фильм о времени правлении царя. Но эта тема для меня всегда жуткая и всегда интересная.

Последний зал показался мне немного странным, задумки я не совсем поняла, может, авторы хотели показать славу и ужас того, что происходило и происходит после падения монархии. Ряд сменяющихся фотографий совершенно разных периодов жизни советского союза и всего, что с ним, так или иначе, связано, сопровождается музыкальной композицией «Время вперед» Г. Свиридова. Это последний аккорд.

Подводя итог, наверное, стоит сказать: хорошо, что людей удается увлекать на подобные мероприятия. Но только почему бы тогда не проводить такую серьезную рекламу других знаковых выставок. И второе. У организаторов огромные возможности: можно было бы создать великолепнейшую экспозицию из подлинных предметов собрания разных музеев по Романовым. Но эту возможность не использовали по тем или иным причинам, которые мне, увы, неизвестны.

Постоянная ссылка на статью: http://www.openculture.ru/?p=4111