Храм Дружбы. История одной вышивки
Когда я вновь уезжала в командировку в Санкт-Петербург, моя начальница сказала, чтобы я не «горела» на работе, но чаще находила возможность бывать в разных музеях и интересных местах. Недолго думая, она добавила: «Обязательно поезжай в Павловск!» – «А что там?..» – «Увидишь! Я тебе приказываю – поезжай!».
Терпеть до начала командировки я не стала – придя домой, я открыла официальный сайт музея-заповедника «Павловск», узнать, что это за место и чего там такого особенного. Бродя по разным разделам сайта, я наталкиваюсь на название «Храм Дружбы». Хм, какое-то знакомое название. Перехожу по ссылке и вижу…
И вот тут-то я поняла, что действительно стоит напрячься и найти время съездить в Павловск. Как раз в дни моего пребывания в культурной столице стояла невероятно теплая погода, которая способствовала созерцанию красивой осени. Температура воздуха достигала отметки +20, а воздух казался по-летнему морским. В один из таких дней и состоялась поездка с Витебского вокзала мимо станций с говорящими названиями «Паровозный музей» и «Царское (Детское) село» до остановочного пункта «Павловск».
Покидая платформу, сразу оказываешься у входа на территорию музея-заповедника, где всем предлагают взять напрокат велосипед или купить орешки для белок, которых много и которые немного напоминают городских голубей по своему поведению – так их тут все балуют.
Неспешно двигаясь по указателям «Дворец», созерцая по сторонам осенние пейзажи, переходя через дуги мостов, изогнувшихся от холода ручьев, я увидела вдалеке тот самый Храм Дружбы. Все очертания его – шестнадцать дорических колонн, охристая окраска ротонды, возвышающаяся белая крыша – были для меня настолько знакомыми, если не сказать родными. И вот тут стоит ответить на вопрос «почему?».
Во время посещений в моем детстве школы искусств, мне случилось выполнять одно задание. Не помню, что была за дата, но был юбилейный год, связанный с какой-то питерской тематикой. Поскольку я училась в отделении декоративно-прикладного искусства, то отражать нам в своем творчестве эту тему надо было с помощью техник такого рода, а в моем случае это была вышивка. При этом наша преподаватель раскрыла нам инновационный для всех тогда метод – свободный стежок. Принцип невероятно прост – вышиваешь, как пишешь. Стежок – мазок кисти. Объектом использования этого метода стал тот самый Храм Дружбы, летний, в зелени деревьев, пестро отражающийся в протекающей речушке. На небольшом отрезке голубой ткани в течение продолжительного времени рождался тот самый вид, который открылся мне, когда я оказалась в Павловске перед Храмом. Я бы пожелала всем подобных совпадений, потому что это находит намного больше откликов в душе и оставляет безусловное впечатление. Вряд ли Храм Дружбы смешается для меня с другими постройками такого типа, которых не только в Санкт-Петербурге, но и в мире немало.
Безусловно, знакомство с музеем-заповедником продолжилось во дворце, который предлагал богатые экспозиции. Одна из них демонстрировала комнаты, в которых некогда жилось Павлу I и его супруге Марии Федоровне. Экскурсоводы увлеченно рассказывали о каждом из залов, обращая внимания на все детали богатого декора помещений. Впрочем, все эти красивые комнаты также хороши, как комнаты других дворцов…
Последние мои слова как раз подтверждают выраженную ранее мысль: дворцов-то много, а Храм Дружбы – один)