Лев Николаевич и Софья Андреевна Толстые: история встречи

14 октября 2013  //  by Da_jana  //  заметки  //  нет отзывов

Leo Tolstoy with his wife Sophia (1910)

Частная жизнь знаменитых личностей всегда составляла интерес для человека обыкновенного. Поэтому во все времена был популярен автобиографический жанр, дневниковые записи тех самых личностей. Я, не отличаясь в этом от многих других, тоже имею пристрастие к подобному чтиву. И вот случилось мне прочесть одно из многочисленных жизнеописаний Льва Николаевича Толстого. Безусловно, многие вещи поражали, другие было сложно понять, но, одно пробудило во мне еще больший интерес к дальнейшему изучению. Но только дневников не самого писателя, а его жены, которая личностью была, ни много, ни мало, легендарной. Во время того, как я читала о жизни его, мне хотелось знать, а что же думала и чувствовала она в тех сложных ситуациях, в которых приходилось ей оказаться. Жены великих всегда в их тени. И все же Софья Андреевна была и сейчас есть известная жена своего известного мужа. Постигая жизнь семейства Толстых из такого сокровища как ее дневниковые записи, спешу поделиться.

Ни в коем случае не собираюсь пересказывать близко к тексту – прочесть двухтомник мемуаров Софьи Андреевны «Моя жизнь» вы можете самостоятельно. А я лишь напишу о том, что показалось мне интересным среди того, что я прочла буквально за последние два дня.

Как любопытно складывались отношения писателя и его будущей жены. После практически стихийного развития отношений, которые в общем-то никак внешне не проявлялись, кроме участившихся посещений Львом Николаевичем дома Берсов (девичья фамилия Софьи Андреевны). Возможно, стоит только упомянуть об эпизоде, который прекрасно описан в романе «Анна Каренина», где Левин объясняется в любви Китти, чиркая мелком на карточном столе начальные буквы слов, смысл которых должен быть ясен девушке. Он и был ясен. Только на самом деле это были Лев Николаевич и Софья Андреевна. Кто сможет расшифровать «В. м. и. п. с. с. ж. н. м. м. с. и. н. с.»? Для меня ровным счетом ничего не означает ни одна из этих букв. Но не для молодой Софьи. «Ваша молодость и потребность счастья слишком живо напоминают мне мою старость и невозможность счастья», – расшифровывает она. Вот, что удивительно. Люди, знакомые давно, друзья, вдруг понимают для себя – между ними что-то неминуемо происходит. Именно эта женщина должна стать женой великого писателя, на своих еще таких юных, почти детских плечах понести непростую ношу.

И вот тут-то открываются еще любопытные обстоятельства, при этом вполне житейские: старшая сестра Софьи Лиза давно страстно влюблена в друга семьи Толстого и мечтает, чтобы он на ней женился. И она становится первой из тех, кто узнает о том, что это самое предложение Лев Николаевич сделал, но не ей, а Соне, которая хотела дать свое твердое согласие.

Пострадал здесь и далекий Сонин возлюбленный, друг ее старшего брата Поливанов. Данные в горячую пору юности обещания, общение лишь по переписке, поскольку молодой человек получал военное образование – все померкло и стало условным (каковым, наверное и было) после в с т р е ч и со Львом Николаевичем. Поливанов, правда, так не считал: услышав подтверждение о женитьбе из уст Сони, юноша разразился рыданиями. «Где же моя вина и что же теперь делать», – вот какие мысли посещают юную Соню. Не думаю, что это похоже на лукавство. При наличии множества кавалеров, ни с одним она не позволяла себе кокетства – она была еще ребенком. Потому, когда в ней родилось впервые настоящее чувство, она не знала сомнений.

Неспроста встречаются друг другу такие люди, преодолевая разные трудности. Возможно, именно благодаря таким роковым встречам потом рождаются великие произведения. Или даже ложатся в их основу…

Постоянная ссылка на статью: https://www.openculture.ru/?p=4055